Телефон горячей линии
8-800-700-33-77 (для звонков из регионов России и с мобильных телефонов).
8-495-663-84-10 (для звонков из Москвы).
Звонок бесплатный из всех регионов РФ.
Телефон горячей линии
8-800-700-33-77 (для звонков из регионов России и с мобильных телефонов).
8-495-663-84-10 (для звонков из Москвы).
Звонок бесплатный из всех регионов РФ.
Для продолжения необходимо авторизоваться

С 16 по 30 сентября на направлении Шереметьево, а также 26 сентября на направлении Внуково поезда Аэроэкспресс отправляются с изменениями в расписании, часть рейсов отменены. Уточнить информацию можно на вкладке Расписание, или по телефону горячей линии 8-800-700-33-77.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+ и изменило прогноз по рейтингу на стабильный

05.08.2021

ООО «Аэроэкспресс» (далее «Аэроэкспресс», компания) является частным перевозчиком, обеспечивающим железнодорожное сообщение между столицей и тремя ключевыми аэропортами МАУ: Домодедово, Шереметьево, Внуково. По итогам 2020 года услугами компании воспользовались 5 млн человек. Компания входит в список системообразующих предприятий.

Изменение прогноза обусловлено преодолением периода повышенного риска ликвидности благодаря поддержке со стороны государства в условиях значимого ухудшения финансового состояния «Аэроэкспресс», которое наблюдалось в течение 2020 года. Правительство Москвы выделило грант на погашение лизинговых обязательств, который способствовал существенному улучшению показателей ликвидности и во многом нивелировало риски неуплаты долговых платежей в 2021 году. Также агентство отмечает изменение графика погашения задолженности, в соответствии с которым, часть краткосрочных обязательств была перенесена на более отдалённые периоды.

2020 год характеризовался негативными рыночными условиями, вызванными пандемией коронавируса. В условиях ограниченного авиасообщения между странами пассажиропоток компании также оказался под давлением. За 2020 год количество перевезённых пассажиров сократилось на 58%. На этом фоне финансовые результаты компании демонстрировали существенное ухудшение, что способствовало умеренно-негативной оценке устойчивости компании к внешним шокам. Осуществление перевозок в рамках МЦД позволило сгладить последствия от падения пассажиропотока. Также компания сумела воспользоваться грантом от г. Москвы на обслуживание лизинговых платежей – одной из ключевых составляющих затратной части компании. В 2021 году наблюдалось восстановление объема перевозок, однако количество перевезённых пассажиров по-прежнему не превышает докризисные уровни. За полугодие 2021 года число перевезённых пассажиров через аэропорты МАУ составляло порядка 143% от уровня полугодия 2020 г., а по перевозкам внутри России порядка 194% за сопоставимый период прошлого года.

Рыночные и конкурентные позиции позитивно оцениваются агентством благодаря отсутствию как таковых конкурентов в сегменте железнодорожных перевозок пассажиров в аэропорты МАУ в долгосрочной перспективе и наличию современного подвижного состава. Степень износа действующих поездов Stadler оценивается в 19%. Контрактная база компании сформирована договором на обслуживание пригородного железнодорожного сообщения на маршрутах, связывающих Москву с аэропортами МАУ сроком до 2030 года. Также у компании есть 3-летний контракт на обслуживание участка МЦД, формирующий до 1.2 млрд руб. в год сроком до 2022 г., что оценивается агентством как хороший источник формирования доходов в негативных рыночных условиях. При этом формирование дополнительных доходов от субаренды способствуют умеренно-положительной оценке продуктовой диверсификации компании, несмотря на низкую вариативность предоставляемых услуг. Позиции на рынках сбыта оцениваются как умеренные – по итогу 4 месяцев 2021 г. доля компании составляла 13%, что хоть и выше уровней докризисного 2019 г., но по-прежнему ниже, чем у такси, на который приходится основная доля перевозок пассажиров в аэропорты – около 40%. Также агентство положительно оценивает рынок сбыта компании: «Аэроэкспресс» оперирует в г. Москве и Московской области, регионах с высоким уровнем дохода населения и более концентрированной системой аэропортов с повышенным трафиком относительно других регионов России. Агентство оценивает риск от концентрации бизнеса как минимальный несмотря на высокую долю выручки от оперирования по маршруту МЦД в структуре доходов по итогу 2020 года. По мнению агентства, эта доля будет сокращаться органически по мере выхода отрасли из кризиса и формирования более высоких объемов дохода от обычных видов деятельности. При этом заменимость Аэроэкспресс по договорам субаренды на участках МЦД также оценивается как низкая.

Блок финансовых рисков компании оказывает негативное влияние на рейтинг кредитоспособности компании. В результате падения пассажирооборота в 2020 году за период с 1кв. 2020 по 1 кв. 2021 (далее – 1кв. 2021 LTM, отчётный период) объем выручки сократился почти на 50% по сравнению с прошлогодним сопоставимым периодом. В то же время показатель EBITDA снизился сильнее из-за высокой доли фиксированных затрат в структуре расходов – на 81%, что существенно снизило рентабельность по EBITDA с 48% до 18%. г/г. Драматичное падение рентабельности способствовало негативной переоценке всех качественных финансовых показателей по методологии агентства. Соотношение долга с учётом капитализированных лизинговых платежей к EBITDA выросло с 5.0х до 27.7х. Уровень общей процентной нагрузки составил 0.4х, что негативно оценивается агентством. Несмотря на существенное ухудшение финансовых результатов компании, поддерживающее влияние на уровень рейтинга оказала поддержка со стороны Правительства Москвы, уступки со стороны единственного кредитора и лизингодателя – Банка ГПБ (АО) – а также частичная компенсация выпавших доходов через формирование денежных потоков по контракту на обслуживание участка МЦД, обеспечивший около трети выручки в 2020 году. Получение гранта на обслуживание платежей по лизингу и перенос около 0.4 млрд руб. лизинговых платежей на 2024-2025 гг. обусловили положительную оценку ликвидности компании. Агентство отмечает комфортный график погашения лизинговых платежей, который равномерно распределён вплоть до 2037 г., при этом ситуативные пики погашений в отчётном периоде, обусловленными низким уровнем FFO на фоне кризисных явлений, должны выправиться по мере выхода отрасли из кризиса. В перспективе ближайших 2 лет от отчётной даты агентство ожидает восстановление финансовых результатов на докризисные уровни. По итогу 1кв. 2022 LTM агентство ожидает выход показателя выручки до уровней 2019 г. благодаря дополнительным доходам от предоставления вагонов в субаренду (+1.2 млрд руб.), а также постепенного восстановления пассажиропотока до уровня не менее 70% от 2019 г., что соответствует фактическим результатам 1-ой половины 2021 г. Агентство не видит предпосылок для повтора негативной динамики 2020 года в перспективе ближайших 2 лет в силу умеренного восстановления авиасообщений и пассажиропотока на фоне растущих темпов вакцинации и постепенного снятия ограничительных мер. С учётом принятых допущений агентство ожидает снижение показателя долг к EBITDA до 5.8х в перспективе 2 лет от отчётного периода. При этом рентабельность по EBITDA в 1 кв. 2022 LTM и 1 кв. 2023 LTM ожидается на уровне ниже докризисных значений в пределах 36-42% по причине увеличения расходов на капитальный ремонт подвижного состава.

Корпоративное управление компании оценивается умеренно позитивно. В компании действует совет директоров, однако в его составе отсутствуют независимые директоры. Степень информационной прозрачности компании ограничивается отсутствием в открытом доступе финансовой информации о компании за период 2017-2018 гг. и отсутствием аудированной МСФО отчётности в открытом доступе.

На 31.03.2021 активы ООО «Аэроэкспресс» по отчетности РСБУ находились на уровне 37.0 млрд рублей, капитал составил 5.1 млрд рублей, выручка за первый квартал 2021 года составила 0.9 млрд рублей, чистая прибыль – 316 млн рублей